С 8 по 10 марта в Катаре на автодроме Lusail Intertnational Circuit проходили заезды чемпионата мира Moto GP 2024, организатором которого выступает Dorna Sports.
С 8 по 10 марта в Катаре на автодроме Lusail Intertnational Circuit проходили заезды чемпионата мира Moto GP 2024, организатором которого выступает Dorna Sports. Первый Гран-при юбилейного 75 сезона королевских мотогонок мы посетили в составе делегации Sokol International Race Track. Проведение восьмого этапа чемпионата мира Moto GPС 14 по 16 июня запланирована казахстанском автодроме, где в прошлом году была сдана в эксплуатацию большая шоссейно-кольцевая трасса.
В ноябре прошлого года Sokol International Race Track уже посетили известные итальянские мотогонщики Марко Миландри и Марко Чиочи. Они остались довольны треком. Был среди гостей и экс-пилот Формулы 1 Джанкарло Физикелла.
Главное событие каждого уик-энда - гонка в королевском классе Moto GP. Однако уик-энд длится три дня и кроме главного блюда в ходе его проведения есть еще немало интересного. Что-то остается за кадром, а в большинстве публикаций пишут лишь о заездах главного класса Moto GP. Мы постараемся рассказать о том, что кроме самых заездов создает неповторимую атмосферу больших гонок, которую в этом году смогут прочувствовать и казахстанские любители автомотоспорта.
На самом деле в отличии от Формулы 1, где заезды Формулы 2 и Формулы 3 практически являются гонками поддержки в Moto GP все классы имеют статус чемпионата мира. Соответственно их победители получают звание чемпионов.
Ну, а на некоторых европейских этапах к этим трем классам добавится и категория MotoE, где гонщики стартуют на электрических мотоциклах.
Кроме королевского класса на всех этапах Moto GP проводятся заезды еще в двух категориях – Moto2 и Moto3. Они тоже очень зрелищны, но динамике проигрывают королевскому классу. В Moto2 гонщики стартуют на мотоциклах объемом 765 кубических сантиметров, а в Moto3 масимальный объем ограничен 250 кубиками.
Самым главным блюдом всего уик-энда является королевский класс Moto GP. Именно к его старту на автодроме полностью заполняются трибуны, и атмосфера достигает своего апогея. 1000-кубовые байки дарят настоящие эмоции, проносясь перед трибунами. На трассе идет борьба за позиции на разных уровнях, в ходе гонки происходит немало красивых обгонов.
До 2002 в королевском классе гонщики стартовали на мотоциклах с полулитровыми двухтактными двигателями, и он назывался Класс 500. В том же году произошла революция и объем двигателя был увеличен практически вдвое. Впрочем, был период, когда для снижения риска королевский класс переходил на моторы объемом 800 кубических сантиметров. Однако он продлился недолго и в настоящее время мотогонщики самого высокого уровня борются за победу на очень быстрых литровых мотоциклах.
В Moto2 уже несколько лет применяются двигатели объемом 765 кубиков. Раньше использовались 600-кубовые, а еще раньше 250-кубовые моторы. Этот класс тоже очень динамичен и его заезды очень зрелищны.
В Moto3 с 2012 года применяются 250-кубовые моторы. Именно с этого года он получил такое название. Ранее, начиная с 1949 года объем двигателей в третьей по значимости категории был ограничен 125 кубиками.
MotoE появился в 2019 и имел статус Кубка мира. Начиная с 2023 года, он вышел на высший уровень и теперь его победитель, как и триумфаторы остальных классов получает звание чемпиона мира. Практически это моносерия и в 2024 году все участники будут стартовать на электрических мотоциклах Ducati. Мощность электродвигателя около 150 лошадиных cил.
Впрочем, в Казахстан этот класс не приедет. Всего в календаре MotoE 8 этапов. В ходе каждого гоночного уик-энда проходят две субботних гонки за каждую из которых начисляются полные очки.
Первые в этом году заезды этой экологичной серии состоятся уже 22-24 марта в Португалии на Autodromo Algavre.
Теперь о календаре Чемпионата мира. В этом году было запланированы 22 этапа, однако был отменен Гран-при Канады и число гонок сократилось до 21. Так что впереди любителей мотогонок мирового уровня ждут еще 20 этапов. Казахстанский этап в календаре под номером 8. Ну, а финиширует чемпионат 17 ноября на Гран-при Валенсии.
По регламенту главная гонка уик-энда в классе Moto GP ограничена 40 минутами. Очки в зачет чемпионата получают 15 гонщиков. Победитель пополнят свой очковый запас 25 баллами, ну а серебряный и бронзовый призеры получают в свой актив соответственно 20 и 16 очков. Ну и это еще не все.
В субботу проводится спринтерская гонка, по результатам которой первые 9 пилотов получают зачетные очки по итогам заезда. При этом победитель спринта может записать в свой актив 12 баллов. На расстановку на старте главной воскресной гонки результаты спринта не влияют. Стартовая решетка формируется по итогам квалификации.
Здесь стоит отметить ту непередаваемую атмосферу, которая царит на стартовой решетке. Гонщики настраиваются на заезд, механики вносят последние коррективы в настройки, оркестр играет гимн Катара. Ну, а трибуны застывают в ожидании главного события, старта самой важной гонки уик-энда.
Случаются ситуации, когда организаторам приходится сокращать время и дистанцию. Именно такая ситуация сложилась на старте воскресного заезда в Катаре.
Виновником того, что гонщики не смогли своевременно стартовать, стал Рауль Фернандес, обнаруживший на своем Aprilia техническую неисправность. Стартовую процедуру пришлось прервать. В итоге дистанция главного заезда Moto GP была сокращена до 21 круга. Пришлось даже запустить механиков на стартовую прямую, так как шины успели остыть.
Фернандес все-таки смог стартовать с последней линии, воспользовавшись запасным мотоциклом, но увидеть финишный флаг ему было не суждено. В итоге он стал единственным сошедшим с дистанции в этой гонке.
Гонка получилась очень интересной. Со старта вперед вырвались Хорхе Мартин и Брад Биндер. Однако долго продержаться в лидерах им было не суждено. Франческо Баньяя не стал откладывать атаку в долгий ящик и несмотря на то что вошел в первый поворот третьим уже к середине первого круга вышел в лидеры гонки. Он начал отрываться от главных соперников, которым оставалось лишь вести борьбу за серебро и бронзу.
Биндер после нескольких красивых схваток с Мартином смог оторваться от испанца и тому уже ничего не оставалось кроме как ехать на третьей позиции. В тройке лидеров уже ничего не менялось. А вот за четвертую позицию борьба велась на протяжении большей части гонки. В итоге Марк Маркес ее удержал и финишировал четвертым, а Педро Акосту в итоге смог пройти замкнувший пятерку Энеа Бастианини.
Интересно, что в субботнем спринте Франческо Баньяя закончил гонку только четвертым, но в воскресенье итальянский гонщик команды Ducati Lenovo Team одержал уверенную победу.
Гонка получилась очень быстрой и динамичной, причем скорости по сравнению с прошлым годом заметно выросли.
Ну и коротко о том, как проходили на дебютном этапе гонки в категориях Moto2 и Moto3.
В Moto2 c 2024 года сменился поставщик шин. Теперь это Pirelli. Быть может в том числе и с этим связаны несколько неожиданные результаты гонки. Ни обладатель первой стартовой позиции Арон Канет, ни один из главных фаворитов гонки Фермин Альдигер не смогли побороться за высокие позиции. Последний получив пенализацию в 10 позиций даже не смог заработать очков.
А вот Алонсо Лопес был в этот день неудержим и в итоге поднялся на первую ступень пьедестала. Рядом с ним на подиуме расположился еще один испанец Серхио Гарсия и обладатель «серебра» бельгиец Ксавье Симеон.
В Moto3 гонка получилась очень непростой. Если Дани Ольгадо лидировал почти всю гонку и лишь в последнем повороте пропустил атаку Давида Алонсо, то за их спинами была настоящая бойня. В итоге сразу 6 пилотов не добрались до финиша. Было немало столкновений и падений. Интересно, что на третью ступень пьедестала смог в итоге забраться японец Тайо Фурусато. Он провел шикарную гонку стартовав с 18-й позиции и совершил много красивых обгонов.
Ну и в заключении хотелось бы остановиться на том, как на гонках такого высокого уровня организуется досуг для зрителей. Многие из любителей мотогонок приезжают на автодром задолго до начала основных заездов и здесь их ждут развлечения на любой вкус. Найдут себе занятия по душе и взрослые и дети.
На площади за главной трибуной автодрома расположились несколько экспозиций производителей мотоциклов и автомобилей.
Ну и первым привлекает внимание экспозиция BMW, ведь именно баварские автомобили работают на Moto GP, не щадя моторов и резины в качестве автомобилей безопасности.
В зрительской зоне немало магазинов и бутиков как с атрибутикой команд, так и чемпионата. Любой желающий может подобрать себе на память сувенир или брендовую одежду.
Отлично организован досуг и для детей, которые имеют отличную возможность погонять по импровизированной трассе радиоуправляемыми моделями спортивных авто. Неподалеку построена еще одна трасса, по которой они могут проехаться и на детских мотоциклах.
Есть экспозиция Катарской Академии автоспорта, где можно прохватить как на мотоцикле, так и на автомобиле воспользовавшись продвинутым гоночным симулятором.
В центре внимания сцена, на которой с утра до вечера выступают известные исполнители. Больше всего болельщиков здесь во второй половине дня в воскресенье, когда на автодроме проходят главные заезды Moto GP.
Итак, отгремел салют после финиша первой гонки сезона, но впереди еще 20 интересных гонок юбилейного сезона и 8 этап Moto GP должен пройти с 14 по 16 июня на автодроме Sokol Race Track в Казахстане.
Автор: Юрий Еремин