Темы, связанные с такси, вызывают множество обсуждений и споров. Вопросы безопасности пассажиров, социальная защита водителей и, естественно, стоимость проезда — это лишь некоторые из них. Как же наиболее эффективно регулировать эту сферу?
Темы, связанные с такси, вызывают множество обсуждений и споров. Вопросы безопасности пассажиров, социальная защита водителей и, естественно, стоимость проезда — это лишь некоторые из них. Как же наиболее эффективно регулировать эту сферу? Правительство решило обратиться к модели саморегуляции. 23 октября этого года Мажилис принял к рассмотрению новый законопроект. Он предполагает создание саморегулируемых организаций (СРО) для участников рынка автоперевозок. Таким образом, они смогут регулировать свои действия самостоятельно, без вмешательства государства. Тем не менее, сами участники рынка пока не особенно довольны. Давайте разберемся в причинах.
Министр транспорта РК Марат Карабаев представил законопроект, утверждая, что СРО сможет решить множество проблем. Участники смогут осуществлять взаимные проверки, исключая ненадежных игроков, а также оперативно разрабатывать свои стандарты и правила работы. Это приведет к сокращению бюрократических процедур и уменьшению коррупционных рисков. Новая организация будет называться "Палата автоперевозчиков".
Однако не все поддерживают эту инициативу. Мажилисмен Асхат Аймагамбетов в своем телеграм-канале выразил мнение, что саморегулирование не станет универсальным решением для вопросов безопасности. Он подчеркнул, что при разработке законопроекта следует учитывать все возможные риски и подходить к данной проблеме системно.
Участников рынка также волнует, каким образом будут формироваться эти организации. Изначально планировалось объединить только таксистов и автобусников, но затем решили подключить и автопарки. Глава Казахстанской Ассоциации Таксомоторных и Прокатных Компаний Казахстана Женис Мухиев поддержал идею СРО, отметив, что она соответствует указаниям президента о передаче регулирования из рук госорганов в рынок.
Однако Мухиев также выразил опасение, что законопроект может создать неравные условия для участников. Он отметил, что объединение автобусных парков и таксомоторных организаций в одну СРО не учитывает значительные различия между этими сферами. По факту они предоставляют разные услуги. По мнению автоперевозчиков, это может выглядеть как попытка решить проблемы одних за счет других. Ранее уже обсуждали возможности ограничения на расстояние междугородних поездок такси. Тогда прямо говорили о неконкурентоспособности автобусных перевозок.
В результате негативной реакции участников рынка вопрос был снят. Однако он показал, что объединить таксопарки и автобусные перевозки в одну организацию будет затруднительно. Возникает опасение, что одна структура не сможет эффективно управлять таким объемом участников, каждый из которых имеет свои особенности. И если считать по стране в целом, то на рынке действует более 3 тыс. компаний. Как можно организовать их работу и привести к общему знаменателю? Создание нескольких СРО не решит вопрос, если в каждом будут объединены представители разных сегментов рынка перевозок. Поэтому сейчас владельцы таксомоторных компаний, совместно с водителями такси, рассматривают возможность подачи петиции к Главе Государства о создании монопольной структуры в регулировании.
Участники рынка недовольны и размерами взносов в СРО. Асхат Аймагамбетов прокомментировал идею взносов: “Такая мера может привести к увеличению стоимости услуг такси для всех пассажиров. Министерство утверждает, что взносы необходимы для повышения безопасности, но как возможно улучшить безопасность, если миллиарды тенге окажутся в чьих-то карманах?".
Эксперты считают, что проект закона еще нуждается в доработке. По мнению НПП “Атамекен”, следует провести анализ влияния предлагаемых нововведений на рынок.
Проблемы создания СРО и другие актуальные темы в отрасли будут обсуждаться на первом независимом форуме «Такси Казахстан 2024», который пройдет в Алматы 28 ноября 2024 года. Условия участия можно узнать на сайте форума. https://forum.atpk.kz
На правах рекламы.